суббота, 22 сентября 2012 г.

Советские боевые машины. Последний эскадренный миноносец СССР - проект 956.



Автор картинки: LOFT источник: http://www.render.ru


Когда в конце 1960-х годов, наконец, было признано, что корабельная артиллерия среднего калибра имеет свою перспективу – хотя бы в качестве средства уничтожения малоразмерных целей на берегу при решении задач огневой поддержки десанта, – находившиеся в составе ВМФ СССР корабли со 130...152-мм артиллерией (ЭМ пр.30-бис, 56 и 56-А, крейсеры пр.68-бис) уже достигли солидного возраста, и для их замены нужны были новые. Учитывая эти обстоятельства, в конце 1960-х – начале 1970-х гг. специалисты начали работы по исследовательскому проектированию «корабля огневой поддержки десанта».




Специально для этого корабля началась разработка новой 130-мм автоматической башенной АУ. Сначала изготовили два варианта: одноорудийный и двухорудийный. Несмотря на большие габариты и сложность – очевидно, учитывая только большую огневую производительность, – Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков дал указание дальнейшее проектирование корабля вести под двухствольную АУ, позже получившую обозначение АК-130. Одноорудийный же вариант, превосходивший в то время все зарубежные аналоги, временно был отставлен.


кликабельно
Автор картинки: LOFT источник: http://www.render.ru

ТТЗ на проектирование «корабля огневой поддержки десанта» ВМФ выдал Северному ПКБ в 1971 г. Проект получил номер 956 и шифр «Сарыч». Главным конструктором проекта стал И.И.Рубис, главным наблюдающим от ВМФ – сначала капитан 1 ранга И.М.Стецюра, затем капитан 2 ранга В.Г.Басов.

Проектирование корабля оказалось весьма сложным, поскольку в процессе работы изменилось его целевое назначение. Здесь значительное воздействие оказала начатая в США программа создания нового поколения ЭМ типа DD963 «Rymond D. Spruance» – первых многоцелевых кораблей американских ВМС (головной был заложен в 1972 г.). В пр.956, кроме артиллерийского вооружения, состоявшего из двух 130-мм АУ АК-130, значительно усилили компонент ПВО, приняв вместо планировавшегося изначально ЗРК самообороны зональный комплекс «Ураган», а также более мощное УРО – новый комплекс «Москит» вместо ПКР П-15М.


Однобалочная пусковая установка ЗРК М-22 «Ураган» эсминца пр.956

Выйти на уровень иностранного аналога по возможностям ПЛО оказалось невозможным из-за весьма внушительных массо-габаритных характеристик ГАК «Полином» и отсутствия на корабле резервов, которые ранее израсходовали на установку мощного артиллерийского вооружения (масса двух АУ главного калибра с системой подачи боезапаса составила около 300 т).

Итак, по артиллерии и ЗРК корабль пр.956, безусловно, превосходил американский «Spruance», а противолодочное вооружение «Сарыча» получилось слабым: два РБУ-1000 и столько же двухтрубных 533-мм ТА, ВПП со сдвижным ангаром-укрытием для противолодочного вертолёта Ка-25 (позже – Ка-27) временного базирования и небольшая ГАС «Платина-С» с антенной в носовом бульбовом обтекателе. Таким образом, средства ПЛО обеспечивали лишь самооборону корабля от торпедных атак ПЛ.


ЭМ "Отличный" идет параллельным курсом с авианосцем ВМС США

Учитывая эти обстоятельства, было принято решение о создании системы из двух кораблей. Корабль УРО и ПВО – пр.956, и специализированный корабль ПЛО, создаваемый в развитие БПК пр.1135 и получивший проектный номер 1155. По сути, планировались совместные действия пр.956 и БПК пр.1155 в составе соединений и групп.
Первоначально предполагалось построить по 50 кораблей обоих проектов, но позже программа подверглась сокращению.

В качестве ГЭУ для корабля пр.956 сначала рассматривалась ГТУ, но ГК ВМФ после совещания с МСП Б.Е.Бутомой принял решение о выборе КТУ. Его обоснования сводились к следующему: ЮТЗ – основной поставщик ГТУ для советского ВМФ – не сможет обеспечить турбинами всю программу строительства новых кораблей, а терять паротурбинный цех на Кировском заводе неразумно. Кроме того, в случае затруднений с дизельным топливом на флоте всегда будут корабли, использующие в качестве топлива мазут или даже сырую нефть. Решение, как видим, было вполне обоснованным, но реализовывалось оно без учёта многих особенностей эксплуатации КТУ, в которой использовались ещё более напряжённые котлы, чем на ЭМ пр.56. ГЭУ пр.956 требовала в эксплуатации квалифицированного ухода, который на флотах не всегда имелась возможность обеспечить.

В своё время, когда в ГЭУ кораблей пр.56 внедрили высокие параметры пара, была «закрыта» подача воздуха в котлы. Теперь, делая следующий шаг в направлении повышения напряжённости котлов, очевидно, необходимо было предпринять и соответствующий шаг в изменении схемы установки в целом, т.е. «закрыть» всю систему питательной воды. Но этого не произошло.

По последней классификации, принятой в ВМФ СССР в 1977 г., корабль стал именоваться эскадренным миноносцем 1-го ранга. Окончательное его назначение определилось как нанесение ракетных ударов по НК противника, оказание огневой поддержки десанту, а также ПВО и ПКО кораблей и транспортов.

Головной корабль пр.956, получивший наименование «Современный», был заложен на ленинградском ССЗ им. А.А.Жданова 3 марта 1976 г., спущен на воду 18 ноября 1978 г. и введён в строй 25 декабря 1980 г. Окончательные испытания корабль проходил на Чёрном море до августа 1982 г.

До 1991 г. завод построил и сдал флоту 14 кораблей пр.956. Строительство продолжалось и после 1991 г., серия была ограничена 19-ю единицами. До 1995 г. удалось сдать ещё четыре ЭМ, два последних достраивались на ССЗ «Северная верфь» (бывш. ССЗ им.А.А.Жданова) для КНР (по проекту 956-Э – прим. «Атрины»).

К недостаткам кораблей этого проекта можно отнести котлы.
Они были рассчитаны на высокотемпературный пар и приличное давление. Где-то при конструировании был допущен просчет -горят эти котлы страшно. Жаль, что не удосужились на этот проект поставить ГТУ. Но, собственно, так и задумывался этот проект- выпускаемых в то время газовых турбин на еле хватало на корабли других проектов, да и подходящих для "Сарыча" по мощности и габаритам, на тот момент в производстве не было. Мощности для выпуска корабельных котлов были в наличии вот и сделали проект с ПТУ для экономии. В итоге корабль получился сравнительно недорогой и вполне удачный - именно как корабль огневой поддержки десанта. Противолодочное вооружение слабоватое. И, из экономии , кстати, БИУС (АСУ) на нем отсутствует.



КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ ( • – корабли, находящиеся в строю)

• «СОВРЕМЕННЫЙ»: [з/н 861] 670(1980), 760(1981), 618(1982), 680(1982),402(1982), 441(1984), 431(1988), 420(1990), 402(1992), 431(1998), 753 .
Зачислен в списки ВМФ 7.5.1975 г.; заложен 3.3.1976 г. на ССЗ №190 («Северная верфь»); спущен на воду 18.11.1978 г.; введён в строй 25.12.1980 г.; вошел в состав КСФ 24.1.1981 г.; 6.12.1989 г. поставлен на капремонт в Мурманске, но из-за нехватки финансирования простоял без ремонта почти 10 лет и в ноябре 1998 г. выведен из состава флота и расформирован.

• «ОТЧАЯННЫЙ»: [з/н 862] 431(1981), 684(1982), 460(1984), 405(1987), 417(1990), 433(1990), 475(1991), 441, 417(1998).
Зачислен в списки ВМФ 7.5.1975 г.; заложен 4.3.1977 г. на ССЗ №190; спущен на воду 29.3.1980 г.; введен в строй 30.9.1982 г.; вошел в состав КСФ 24.11.1982 г.; 2-6.05.1985 г. нанес визит в Алжир; 26.6.1992 г. поставлен на капремонт в Мурманске, но позднее был выведен в резерв, а впоследствии – из состава флота.

• «ОТЛИЧНЫЙ»: [з/н 863] 671(1983), 403(1985), 434(1988), 408(1990), 151(1991), 474(1992).
Зачислен в списки ВМФ 14.4.1976 г.; заложен 22.4.1978 г. на ССЗ №190; спущен на воду 21.3.1981 г.; введен в строй 30.9.1983 г.; вошел в состав КСФ 15.12.1983 г.; 28.12.1984-2.01.1985 гг. нанес визит в Гавану (Куба), 21-25.07.1989 г. – в Норфолк (США); в конце 1990-х гг. выведен из состава флота.

• «ОСМОТРИТЕЛЬНЫЙ»: [з/н 864] 672(1984), 780(1986), 755(1986), 730(1992), 735(1993), 730(1997).
Зачислен в списки ВМФ 14.4.1974 г.; заложен 27.10.1978 г. на ССЗ №190; спущен на воду 24.4.1982 г.; введен в строй 30.9.1984 г.; вошел в состав КТОФ 7.12.1984 г.; в 1985 г. совершил переход из Балтийска во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Аден (Южный Йемен) и Камрань (Вьетнам); в 1990-х гг. поставлен в отстой, но ремонта не дождался и впоследствии был выведен из состава флота и расформирован; разделан на металл.

• «БЕЗУПРЕЧНЫЙ»: [з/н 865] 820(1985), 430(1986), 681(1987), 459(1987), 413(1990), 417(1992), 455(1994), 439(1995).
Зачислен в списки ВМФ 21.2.1979 г.; заложен в 1980 г. на ССЗ №190; спущен на воду в августе 1983 г.; введен в строй 6.11.1985 г.; вошел в состав КСФ 7.1.1986 г.; 2-5.06.1984 г. нанес визит в Триполи (Ливия), 9-13.07.1990 г. – в Портсмут (Великобритания), 20-24.02.1991 г. – в Александрию (Египет); 3.11.1993 г. поставлен на капремонт в Пала-Губе на ССЗ №190.

• «БОЕВОЙ»: [з/н 866] 678(1986), 640(20.12.1987), 728(1989), 770(1990), 720(1993).
Зачислен в списки ВМФ 21.2.1979 г.; заложен 26.3.1982 г. на ССЗ №190; спущен на воду 4.8.1984 г.; введен в строй 28.9.1986 г.; вошел в состав КТОФ 5.11.1986 г.; 18-23.11.1987 г. нанес визит в Аден (Южный Йемен), 12-16.05.1988 г. – в Вонсан (Северная Корея), 31.07-4.08.1990 г. – в Сан-Диего (США); 25.11.1993 г. поставлен на капремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке.

• «СТОЙКИЙ»: [з/н 867] 679(1986), 645(1987), 719(1989), 727(1990), 743(1993).
Зачислен в списки ВМФ 1.8.1981 г.; заложен 28.9.1982 г. на ССЗ №190; спущен на воду 27.7.1985 г.; введен в строй 31.12.1986 г.; вошел в состав КТОФ 24.2.1987 г.; 22.10.1993 г. поставлен на капремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке, но из-за отсутсвия финансирования отправлен в отстой; в начале апреля 1999 г. затонул и впоследствии был расформирован, списан и разделан на металл.

• «ОКРЫЛЁННЫЙ»: [з/н 868] 670(1986), 424(1988), 444(1990), 415(1996).
Зачислен в списки ВМФ 5.11.1982 г.; заложен 16.4.1983 г. на ССЗ №190; спущен на воду 31.5.1986 г.; введен в строй 30.12.1987 г.; вошел в состав КСФ 19.2.1988 г.; в конце 1990-х поставлен в отстой.

• «БУРНЫЙ»: [з/н 869] 677(1988), 795(1989), 722(1990), 778(1994).
Зачислен в списки ВМФ 11.4.1983 г.; заложен в 1984 г. на ССЗ №190; спущен на воду в феврале 1987 г.; введен в строй 30.9.1988 г.; вошел в состав КТОФ 9.11.1988 г.

• «ВЕДУЩИЙ»: [з/н 870]; с 18.8.1988 г. «ГРЕМЯЩИЙ» 680(1988), 684(1989), 605(1990), 420(1990), 739(1991), 439(1991), 429(1995), 404(2005).
Зачислен в списки ВМФ 30.10.1984 г.; заложен 23.11.1984 г. на ССЗ №190; спущен на воду 30.5.1987 г.; введен в строй 30.12.1988 г.; вошел в состав КСФ 1.5.1989 г.; 25.06-1.07.1990 г. нанес визит в Гавану (Куба); 25.05-1.06.1993 г. принял участие в торжествах в Ливерпуле (Великобритания), посвященных 50-летию «битвы за Атлантику». С 18.08.1988 г. носит гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного ЭМ пр.7 СФ и БПК пр.57-А КСФ.

• «БЫСТРЫЙ»: [з/н 871] 676(1989), 786(1991), 715(1993).
Зачислен в списки ВМФ 30.10.1984 г.; заложен 29.10.1985 г. на ССЗ №190; спущен на воду 28.11.1987 г.; введен в строй 30.9.1989 г.; вошел в состав КТОФ 31.10.1989 г.; 5-8.06.1990 г. нанес визит в Киль (ФРГ), 23-30.08.1993 г. – в Циндао (Китай), 31.08-4.09.1993 г. – в Пусан (Республика Корея).

• «РАСТОРОПНЫЙ»: [з/н 872] 520?, 447(1989), 673(1990), 633(1990), 400(1992), 420(1993).
Зачислен в списки ВМФ 21.3.1985 г.; заложен 15.8.1986 г. на ССЗ №190; спущен на воду 4.6.1988 г.; введен в строй 30.12.1989 г.; вошел в состав КСФ 28.2.1990 г.; 11-15.10.1993 г. нанес визит в Тулон (Франция).

• «БЕЗБОЯЗНЕННЫЙ»: [з/н 873] 672(1990), 711(1992), 754(1993).
Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1987 г. на ССЗ №190; спущен на воду в марте 1989 г.; введен в строй 28.11.1990 г.; вошел в состав КТОФ 29.12.1990 г.; 15-19.06.1991 г. нанес визит в Антверпен (Бельгия).

• «БЕЗУДЕРЖНЫЙ»: [з/н 874] 682(1991), 444(1992), 435(1993), 406(1994).
Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1987 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1990 г.; введен в строй 25.6.1991 г.; вошел в состав КСФ 11.7.1991 г.; 26-31.05.1993 г. принял участие в торжествах в Нью-Йорке (США), посвященных 50-летию «битвы за Атлантику».

• «БЕСПОКОЙНЫЙ»: [з/н 875] 678(1992), 620(1993).
Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1990 г.; введен в строй 28.12.1991 г.; вошел в состав ДКБФ 11.2.1992 г.

• «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»: [з/н 876]; с 15.2.1992 г. «НАСТОЙЧИВЫЙ» 675(1992), 610(1993), 810(1994), 610(1996).
Зачислен в списки ВМФ 30.12.1987 г.; заложен в 1989 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1991 г.; введен в строй 30.12.1992 г.; вошел в состав ДКБФ 5.2.1993 г.; 19-26.06.1993 г. нанес визит в Киль и 28.06-2.07.1993 г. – в Вильгемсхафен (ФРГ).

• «БЕССТРАШНЫЙ»: [з/н 877]; с лета 2004 г. «АДМИРАЛ УШАКОВ» 694(1993), 678(1995), 434(1996).
Зачислен в списки ВМФ 30.12.1987 г.; заложен 6.05.1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в 28.12.1991 г.; введен в строй 30.12.1993 г.; вошел в состав КСФ 21.1.1994 г. и 17.04.1994 поднял Андреевский флаг; 16.08.1994 г. совершил межфлотский переход с Балтики на КСФ; с 5.05.1995 г. по 10.05.1995 г. посетил с официальным визитом Осло (Норвегия); с 21.12.1995 г. по 03.04.1996 г. нес Боевую службу в Средиземном море; 29.01.1996 г. деловой заход в Тартус (Сирия); 17.02.1996 г. официальный визит в Ла-Валетта (Мальта); в октябре 1997 г. официальный визит в Портсмут (Великобритания); с 06.2000 г. по 07.2003 г. проходил ремонт на ФГУП МП «Звездочка» в Североморске; с сентября по октябрь 2004 г. – Боевая служба в Северо-восточной Атлантике.

• «ВНУШИТЕЛЬНЫЙ»: [з/н 2211 или 891?] 693(2005).
Зачислен в списки ВМФ 11.4.1983 г.; заложен 30.8.1983 г. на ССЗ №200, но вскоре снят со строительства; спущен на воду 17.10.1987 г. и превращен в плавсклад при заводе; впоследствии разделан на металл.

• «ВАЖНЫЙ»: [з/н 878]; позднее - «ЕКАТЕРИНБУРГ» 698(1999).
Заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду 30.04.1991 г.; достраивался на плаву по пр.956-Э для КНР; введен в строй в декабре 1999 г. и передан КНР, где получил название «ХАНЬЧЖОУ» (б/н 136) и вошел в состав Восточного флота ВМС НОАК.

• «ВДУМЧИВЫЙ»: [з/н 879]; с 30.8.1995 г. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» 690(2000).
Заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в 1992 г.; достраивался на плаву по пр.956-Э для КНР; введен в строй в декабре 2000 г. и передан КНР, где получил название «ФУЧЖОУ» (б/н 137) и вошел в состав Восточного флота ВМС НОАК.

• [20-й корпус]: [з/н 880]. Заложен в 1992 г. на ССЗ №190; постройка была приостановлена при технической готовности 20%.


Списание

1987 – Внушительный (зав.№2211) (как плавсклад ССЗ им. 61 коммунара, слом в 1996)
1998 – Окрылённый (30.09), Отличный (30.09), Осмотрительный (30.09), Отчаянный (30.09), Современный (30.09), Стойкий (30.09)
2001 – Безупречный (20.07)
2006 – Гремящий (18.12)
2009 – Расторопный (ноябрь)
2010 – Боевой (1.12)

Экспорт

Китай: 4 единицы
Хан-Чжоу 136 (до 27.12.1999 Важный), Фу-Чжоу 137 (до 25.11.2000 Вдумчивый), Тай-Чжоу 138 (до 28.12.2005 Внушительный (зав.№891)), Нингбо 139 (до 10.2006? Вечный (зав.№892))




Фу-Чжоу 137 (до 25.11.2000 Вдумчивый)