воскресенье, 28 августа 2011 г.

32 месяца в небе Испании



"Над всей Испанией безоблачное небо..." Эта безобидная фраза, произнесённая в радиоэфире летом 1936 года, стала сигналом к началу Гражданской войны в Испании, в которую вскоре оказались втянуты и Германия, и Италия, и Советский Союз.

Именно в испанском небе приняли боевое крещение многие будущие асы Второй Мировой войны, здесь прошли испытания новых типов самолётов, здесь впервые была опробована новая тактика воздушного боя.



И-15 получили боевое крещение во время гражданской войны в Испании (1936-1939 г.г.). Совместно с И-16 эти самолеты, прозванные «Чатос», стали основными истребителями ВВС республиканской Испании. И-15 показали в воздушных боях полное преимущество над истребителями-бипланами националистов Не 51 и ФИАТ CR-32.


В 2009 году издательством и типографией "Друк" города Одесса ( Украина ) выпущена замечательная книга по истории военных конфликтов первой половины 20 века - "Их называли "испанцами".

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ КАМИНСКОГО ОЛЕГА АЛЕКСАНДРОВИЧА, АВТОРА КНИГИ "ИХ НАЗЫВАЛИ ИСПАНЦАМИ"

"Национально - революционная война испанского народа против фашистских мятежников и иностранной интервенции в период 1936 - 1939 годов занимает видное место в ряду выдающихся исторических событий прошлого столетия. Испания явилась первым плацдармом вооружённой борьбы между силами демократии и фашизмом и, в этом отношении может считаться как бы предпольем гигантских битв Второй Мировой войны.

Более 60 лет назад, в Июле 1936 года, после победы на выборах Народного фронта в Испании фашистские заговорщики, заручившись поддержкой Гитлера и Муссолини, подняли мятеж против Испанской республики. На помощь мятежному генералу Франко поспешили авиационные подразделения, тысячи солдат и офицеров, транспорты с оружием и военным снаряжением из Германии и Италии.

Началась иностранная вооружённая интервенция против Испанской республики, война фашистов против испанского народа. Героическая борьба испанского народа за свою свободу вызвала горячее сочувствие всех честных, прогрессивных людей мира. Тысячи иностранных добровольцев стали прибывать в Испанию. Из них формировались интернациональные бригады, сыгравшие выдающуюся роль в национально - революционной войне. "Испанец" - так уважительно стали называть тех, кто с честью выполнил интернациональный долг в Испании, тех, кто проявил отвагу и мужество, защищая свободолюбивый народ.



В эти тяжёлые для Испании Советский Союз решительно выступил на стороне законного республиканского правительства и заявил о своей готовности оказывать военную и экономическую помощь испанскому народу. Вскоре, осенью 1936 года, в испанские порты стали прибывать из Советского Союза корабли с самолётами, танками, орудиями, боеприпасами и другими военными грузами. Между прочим, первым кораблем, доставившим грузы, был транспорт с символическим названием "Большевик" ( Спустя ровно 5 лет, 16 Октября 1941 года, покидая Одессу последним во время эвакуации, "Большевик" был торпедирован и потоплен немецкими самолётами Не-111 из 26-й бомбардировочной эскадры. )

Выйдя из Одесского порта, "Большевик" 13 Октября 1936 года доставил в испанский порт Картахена первую партию самолётов из 12 истребителей И-15. На кораблях стали прибывать и советские лётчики - добровольцы: из 36-й и 56-й ИАБ Киевского военного округа, из 83-й ИАБ Белорусского военного округа, 118-й ИАЭ Московского военного округа, а также других подразделений ВВС. Одним из этих первых лётчиков был одессит Лейтенант К. Г. Баранчук, ставший позже, в годы Великой Отечественной войны, Генералом и командиром прославленной 12-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которая по количеству асов - Героев Советского Союза занимала почётное 3 место в советских Военно - Воздушных Силах. Ещё 4 уроженца Одесщины - лётчики Л. Д. Богуславчик, И. А. Финн, И. Д. Фомин и И. Г. Шаулов, отправившиеся в Испанию позже, отдали свою жизнь за свободу испанского народа...

Необходимо отметить, что в Испанию направлялись, в основном, добровольцы из числа самых опытных лётчиков советских ВВС. Практически все из них имели за плечами по 200 - 300 часов налёта, по 40 - 60 учебных стрельб, по 60 - 80 учебных воздушных боёв.



В Испанию начали прибывать также танкисты, военные моряки, артиллеристы и другие военные специалисты и советники. Плечом к плечу с испанскими республиканцами и антифашистами из других стран советские добровольцы мужественно и самоотверженно сражались против фашистов. Всего, в период с осени 1936 года по Январь 1939 года в Испании воевали более 3000 советских волонтеров свободы. Больше всего среди них было лётчиков - 772 человека, в том числе более 300 лётчиков - истребителей. За мужество и героизм почти все авиаторы были отмечены правительственными наградами, а 25 лётчиков - истребителей получили высокое звание Героя Советского Союза. Считается, что советские лётчики одержали в небе Испании 213 воздушных побед, но наверняка, эти данные ещё не полные.

Немалыми были и жертвы - в борьбе за Испанскую республику отдали жизнь более 70 наших лётчиков - истребителей. К сожалению, из-за многолетнего фашистского режима в Испании, ни одной могилы советских добровольцев не сохранилось. Памятник на муниципальном кладбище Фуэнкараль в пригороде Мадрида, открытый 9 Мая 1989 года, является лишь символической могилой 182 советских добровольцев, погибших в Испании.

В небе над Мадридом, Гвадалахарой, Терулем, Эбро, над десятками других городов и сёл Испании в боях с фашистами не только проверялись и закалялись боевое мастерство, мужество и отвага советских лётчиков, но и боевые качества советской авиационной техники. Здесь, в Испании, впервые зарождались и проходили проверку боем новые тактические методы и приёмы воздушного боя, вносились коррективы в боевую практику авиации. Опыт первых боёв в небе Испании трудно переоценить. Этот, поистине драгоценный опыт чрезвычайно пригодился нашим лётчикам в дальнейшем.

В боях над Китаем, в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол, во время освободительного похода в Западную Украину и Западную Белоруссию, в Советско - Финляндской войне и, особенно в годы Великой Отечественной войны, а также в других военных конфликтах, наши лётчики с успехом применяли на практике опыт боёв, полученный в Испании. Так, например, в Китае воевали 5 "испанцев", у озера Хасан - ещё 5. В боях над Халхин - Голом участвовали 30 "испанцев", которые сбили более 75 японских самолётов. В походе в Западную Украину и Западную Белоруссию принимали участие 15 "испанцев", а в Советско - Финляндской войне - 67 бывших добровольца.

Больше всего "испанцев" сражалось во время Великой Отечественной войны - по некоторым подсчётам, их число превышает 185 человек ( более 70 из них погибли ). Многие "испанцы" командовали полками и дивизиями. Бывали случаи, когда все командные должности некоторых соединений занимали исключительно "испанцы". Так, летом 1943 года 273-й ИАД командовал "испанец" И. Е. Фёдоров, а полками дивизии ( 30-м ГвИАП, 67-м ГвИАП и 352-м ИАП ) соответственно командовали "испанцы" И. М. Хлусович, А. Б. Панов и П. И. Хара.

К сожалению, пока не известны подробности судьбы около 30 "испанцев", чьи следы затерялись в конце 1930-х и начале 1940-х годов. Некоторые из них погибли в авариях и катастрофах, подверглись репрессиям, кое-кто был списан из авиации по состоянию здоровья или по другим причинам, многие были разбросаны по дальним округам и гарнизонам, вследствие чего их дальнейшая служебная карьера и жизненный путь прошли буднично и незаметно.

Всё же, благодаря многолетним исследованиям, удалось установить подробности жизни большинства "испанцев". Известно, что многие из бывших добровольцев дослужились до высоких чинов и должностей, командовали авиационными частями и соединениями. По далеко не полным данным, из числа почти 230 лётчиков - истребителей, продолживших службу после Испании, не менее 15 человек получили звания Генерал - лейтенанта, 25 - звания Генерал - майора, 55 - звания Полковника, 30 - звания Подполковника, 45 - звания Майора, более 35 - звание Капитана.

Многие наши "испанцы" в дальнейшем стали настоящими асами, сбив немалое количество самолётов противника. Практически, все они за мужество, героизм и воинское мастерство, проявленные в последующих войнах и конфликтах, были удостоены высоких наград. Из них 3 человека были удостоены звания дважды Героя Советского Союза, а 21 лётчик получил звание Героя Советского Союза.

Так, за участие в боях над Халхин - Голом звания дважды Героя Советского Союза были удостоены 2 человека и звания Героя Советского Союза 6 лётчиков - истребителей. Кроме того, за Халхин - Гол лётчики заслужили 8 орденов Ленина, 17 орденов Красного Знамени, а также около 20 монгольских орденов. За участие в Советско - Финляндской войне 1 человек был удостоен звания дважды Героя Советского Союза и 4 лётчика звания Героя Советского Союза ( в качестве наград "испанцы" получили также 11 орденов Ленина, 17 орденов Красного Знамени и 5 орденов Красной Звезды ). За бои в Великой Отечественной войне 10 лётчиков - истребителей получили звания Героя Советского Союза, а количество полученных всеми "испанцами" орденов и медалей исчисляется сотнями. Ещё 1 лётчик получил "Золотую Звезду" Героя уже после войны за мужество и героизм при испытании новых типов самолётов.

Не будет преувеличением сказать, что сама тема войны в Испании и многие наши добровольцы тесно связаны с Одессой. Именно через одесский порт, в основном, осуществлялись грузоперевозки с Испанией. Некоторые лётчики родились в Одессе, многие - учились в 8-й Одесской школе пилотов им. Полины Осипенко, служили в Одесском военном округе. Некоторые "испанцы", такие как И. М. Артамонов, И. Т. Ерёменко, И. Е. Капустин, В. П. Котров, В. И. Матвеев, А. С. Осипенко и Л. Л. Шестаков, участвовали в героической обороне Одессы, а Б. А. Смирнов - в освобождении города от немецко - фашистских войск. Нелишне упомянуть, что из 50 уроженцев Украины, погибших в Испании, больше всего - 10, были уроженцами Одещины.

К сожалению, тема участия советских лётчиков в национально - революционной войне Испании и их дальнейшего боевого пути изучена ещё не достаточно. В уже имеющихся источниках информации содержится много неточностей и ошибок. Много противоречивых данных в биографиях лётчиков, в описаниях их боевых заслуг, в определении количества уничтоженных ими вражеских самолётов и так далее. Поэтому, работа над этой темой ещё требует тщательной проверки. Остается надеяться, что, несмотря на значительные затруднения, тема советских лётчиков - "испанцев" в ближайшие годы будет всё же полностью изучена и, нам будут известны подробности биографий всех героев неба.

В данной книге приводятся данные не только о летчиках - истребителях, но и о всех советниках истребительной авиации, начальниках штабов и военных комиссарах истребительных эскадрилий, известных автору. Биографии поданы, по возможности, достаточно подробно. О большинстве персонажей книги удалось найти множество упоминаний в мемуарной и военно - исторической литературе, в периодических изданиях и других источниках. Разумеется, все эти свидетельства собрать в данной книге невозможно. Всё же, автор счёл возможным привести, хотя бы по одному из этих эпизодов, наиболее ярких и характерных, непосредственно относящихся к каждому конкретному лицу. Конечно, особое внимание акцентируется на боевых заслугах и служебной карьере "испанцев". Приведены и фотографии многих лётчиков.

В заключение автор выражает сердечную благодарность за помощь в работе над книгой Игорю Гордельянову ( г. Дрогобыч ), Олегу Фролову ( г. Одесса ), своим однокурсницам по Одесскому педагогическому институту им. К. Д. Ушинского Корнелии Дмитраш ( г. Львов ), Наталье Гандзейчук ( г. Севастополь ) и Любови Лиханскои ( г. Запорожье ), сотрудникам Одесской государственной научной библиотеки им. М. Горького, Центрального Архива МО РФ, а также сотрудникам военных комиссариатов Украины, России и Беларуси.
О. А. Каминский.


Поликарпов И-15 "Chatos"





Источник: http://airaces.narod.ru